?

Log in

No account? Create an account
blankmar
Первое прочтение 
15-янв-2007 10:39 pm
То, что я сентиментальна - известно всем моим друзьям, т.е. довести меня до слез - не стоит ничего, слезы текут рекой и во время фильма, и во время прочтения книжки. Но так, чтобы они наворачивались на глаза с первых же страниц - такого я не помню. Может просто не зафиксировалось это в моем сознании, как недавно выяснилось - весьма избирательном. Но вот уже второй раз за последние месяцы с первых же страниц  - комок подкатывает в горлу, и сидя в метро я смахиваю слезы с глаз к удивлению соседей по вагону.

Первый раз был "Русский роман" Меира Шалева, о чем я уже писала. Сегодня второй - "Даниэль Штайн. Переводчик" Улицкой. Прямо с первой страницы - слезы. 

И прямо с первой страницы понимаю - моё. Моё и стилем, и содержанием, мыслями и духом. То, о чем много раз думалось, о чем болело сердце. 

Удивительно потому, что до сих пор ни один роман Улицкой не лег на сердце. Рассказы ее - да, родные, трогательные, щемящие. А романы - не шли. Да читала, да понимала - что это хорошая литература, и в общем интересно. Но читала с трудом, даже если потом захватывало - все равно на сердце не легло. А тут сразу.

И не случайно наверное, что Шалева в России представляла Улицкая. Ведь в какой-то степени "Русский роман" это изнанка "Даниэля Штайна" или наоборот, или не изнанка, а другая испостась. Так мне пока кажется.  

Я пока не готова обсуждать книгу - на данный момент прочитано ровно 25 страниц, только свои эмоции в связи с каждой новой страничкой. Но поговорим обязательно потом в целом. По мере прочтения я может быть буду что-то цитировать из книги - что-то для меня важное, совпавшее или задевшее, и размышлять - понимаю, что нельзя так по ходу - потому, что под конец эта мысль у автора может обернуться совсем неожиданным, другим. Но удержаться трудно.Одна просьба к тем, кто читал книгу - не пересказывайте мне, что будет дальше. И прошу прощение у тех, кто еще не читал - если я опережаю Ваше прочтение. 


Цитата первая - из дневника одного из героев - Исаака Гантмана:
"Всю жизнь меня занимает тема личной свободы. Она всегда представлялась мне высшим благом. Возможно, что за долгую жизнь мне удалось сделать несколько шагов в направлении свободы, но с чем мне определенно не удалось справиться, от чего я не смог осовбодиться, - это национальность. Я не смог перестать быть евреем. Еврейство навязчиво и авторитарно, проклятый горб и прекрасный дар, оно диктует логику и образ мыслей, сковывает и пеленает. Еврейство ограничивает свободу. Я всегда хотел выйти за его пределы - выходил, шел куда угодно, по другим дорогам, десять, двадцать, тридцать лет, но обнаружил в какой-то момент, что никуда не пришел".

Цитата вторая - его же.  "В юности я ххотел быть не евреем, а европейцем, впоследствии, наоборот, - не европейцем, а евреем. В тот момент я захотел быть никем". 

Между юностью и этим впоследствии - Холокост, между тем, что впоследствии и "этим моментом" - встреча в Израиле с арабом, который раньше жил в той деревне, где жил теперь доктор Гантман.


Цитаты выбирать трудно, я бы процитировала каждого героя, пусть они совсем разные. Их мысли, их чувства - мне до боли знакомы. 
Comments 
15-янв-2007 07:46 pm
Да, первая цитата меня тоже зацепила. Хотя ровно наоборот: он пытался перестать, а не мог, а я хотела быть, и не могу. Стояла как за стеклом, чем-то восхищалась, чем-то возмущалась, тянуло страшно - но нет, гойка, не примазывайся, как мне несколько раз в жизни в тй или иной форме говорили.

Но Шалев пробил больше.
15-янв-2007 07:48 pm
пока не знаю, кто больше. Думаю все-таки будет Улицкая, а может в равной степени, но по другому.

Я чувствовала, что первой в этом посту будешь ты. Кстати, твоя история у меня все время в голове вертится, а уж при прочтении этой книги - тем более.


15-янв-2007 09:06 pm
Слухай, а это еще не украли, в смысле вывешивания текста в инете?
А то я бы почитала, но до книжного не доползу в ближайшие недели - это 100%.
У Самурского есть, он ее с собой в Сирию возил (читать вышло так же мало, как и у меня - работать над новой книгой). Но где он, тот Самурский.. И живет он от меня не сильно близко (проще в книжный выбраться), и в командировке на этой неделе..
15-янв-2007 09:07 pm
не знаю, я натуральную читаю :-), а в инете книги не могу - все, что угодно - кроме книг
15-янв-2007 09:51 pm
А я Брауна в онлайн варианте читала, нормально было. Хотя, конечно, несколько неудобно - все время перед монитором.
15-янв-2007 09:48 pm
Я прочитала этот роман на одном дыхании, без эмоций, настоящим большим глотком. А работа пошла только после прочтения, когда началось осмысление, вдруг вспышки цитат в голове, желание вернуться в определенные места романа, на определенные страницы. Влюбилась! Влюбилась в Риту Ковач!!! А потом, слушая интервью Улицкой по "Эху", узнала, что она была реальным персонажем, и письма ее реальны и с большим трудом были переведены на русский.
Здесь - видео выступление Улицкой с рассказом про Даниэля: http://realno.info/blog/vylegzhanin/ulitskaya
19-янв-2007 01:08 pm
Все забываю тебе сказать - Рита КОвач - это сильно!

Я уже почти дочитала, как дочитаю - послушаю выступление Улицкой. Пока не могу сказать - кто мне больше всех нравится, кто не нравится - могу - определенно двое - Ефим и Гершон!
16-янв-2007 05:45 pm
Мне именно эту книжку подарили на ДР родственники, удивительно. Еще до нее не добрался, хотя перечитали уже все- мама, ее знакомые и друзья. Я все медленно-медленно осваиваю Каббалу...
16-янв-2007 05:51 pm
Что ты осваиваешь????????????????????????!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!


а книжка хорошая, тебе понравится
16-янв-2007 06:30 pm
Мистическая еврейская наука Каббала.
Книжка понравится наверняка- она понравилась уже стОльким людям, мнение которых для меня важно, и которые мыслят похоже, что другой вариант, видимо, отпадает:-)
16-янв-2007 06:32 pm
нет, я в принципе в курсе - что такое Каббала, просто я выпала в осадок
:-)

А вообще говорят, чтобы читать и понимать Каббалу нужна серьезная подготовка и вообще это противопоказано неженатым мужчинам :-)
17-янв-2007 06:19 am
Не знаю, мне кажется жизнь меня уже достаточно подготовила:-)
А что, в голове мужчины, по уши загруженного семейными проблемами, эта наука укладывается лучше?:-)
17-янв-2007 07:08 am
это вопрос не ко мне, хотя я могу вообще ошибаться и что-то перепутать :-)

Просто с точки зрения иудаизма - неженатый мужчина - не есть полноценный, а неполноценный человек вряд ли может изучать Каббалу. Ну и потом в те времена мужчины, изучающие священные книги, полностью в это уходили и не грузили себя семейными проблемами. Семейные проблемы как всегда ложились на хрупкие женские плечи :-).
17-янв-2007 11:24 am
Да уж, времена слегка изменились- сейчас, желая выйти замуж, редкая женщина мечтает взвалить на свои хрупкие плечи ворох проблем и забот бОльший, чем до этого знаменательного события в ее жизни. Да и встретить мужика, которого волновали бы только избранные места из стенограммы общения Моше с товарищами весьма сложно.
This page was loaded ноя 14 2018, 3:38 pm GMT.