Посмотрела, наконец, «Остров». Скажу сразу, он мне понравился. Если, конечно, про этот фильм можно судить определениями – понравился, не понравился.
Я попробую сформулировать, хотя это очень трудно. Ощущение очень странное.
Я знала заранее, что увижу, я была готова к тому, что фильм тяжелый, и я знала, что он меня затронет.
Помнится после первой рецензии, где был пересказ содержания – подумала – ни за что не пойду, тоска какая-то. Потом прочитала это - http://www.rian.ru/authors/20061124/55948418.html. Поняла, что смотреть буду обязательно. И лучше всего в кино, чтоб увидеть еще и реакцию других. Забегу вперед – я ее так и не разглядела. Я просто не могла никому заглянуть в глаза. А зал молчал, долго, очень долго, уже и свет зажегся, а люди сидели. А я сбежала, очень хотелось сбежать, в глаза никому не заглядывать и своих не показывать.
Есть ощущение чего-то сильного, цельного. Такое бывает от очень хороших фильмов, спектаклей, книг, от реальных людей, когда понимаешь – это настоящее. После этого хочется долго бродить по лесу, и молчать, бродить и молчать. Не возвращаться в мир суеты.
Я многого ожидала и много не ожидала от этого фильма. Я не ожидала, что там можно посмеяться, что он добрый. Я не ожидала, что так долго будет вестись речь к финальной сцене, но для меня это все как-то не шло. Да, человек каялся весь фильм, но не было у меня ощущения, что это серьезно, это тяжело – все уходило в добрые «колядки». А может так и надо – жизнь она такая.
А те сцены, ради которых фильм, пронеслись в мгновение ока.
Я ждала большего трагидизма от этих сцен, большей напряженности. Но они были просты, и, наверное, поэтому и жизненны.
Для каждого этот фильм о чем-то своем, если вообще о чем-то. Для меня это был фильм, вернее его финал – не о раскаянии, а о прощении. О том, как важно прощать. А может и греха не было, за который прощаешь???? А может тебя и не судил никто за то, в чем ты каешься. И вообще все в замысле божьем – не соверши в юности отец Анатолий грех, не получил бы дар исцеления и прозрения, чтоб спасти потом дочь человека, которого предал. Может все ради спасения этой девочки и было. Замыслы божьи, его цепочки – кто разгадает, они часто так запутаны.
Странный фильм для меня, хотелось и ожидалось одного, потом казалось, что получаешь в итоге что-то другое. Но потом понимаешь, что это другое – не такое прямолинейное, которое ожидалось, не такое в лоб, хотя вроде кто-то говорит, что в лоб. А може и так - слишком просто, без надрыва? И я вот не знаю – что для меня в итоге этот фильм.
Не знаю, решусь ли посмотреть его еще раз, чтоб понять. Не уверена, может через много лет.
Фильм не то чтобы меня тронул. Обычно я так сужу о фильмах, спектаклях, книгах – не по категориям понравился, не понравился, а тронул - не тронул, задел – не задел. Если слезы льются – значит тронул, и тут было дело. Но слез мало, в общем-то растрогать меня нетрудно. Другое дело оказаться в каком-то непонятном пространстве. Вроде пол фильма сидела и думала, хорошо, но ничего такого, чтобы как Наташа написала.
Но зал молчал, а я вышла с ощущением – не трогайте меня, я не здесь, и даже на секунду забыла имя человека, с которым пришла в кино (не сердись, пожалуйста), только рот открывала беззвучно. И хотелось еще бродить по непонятно-серой, вязкой московской погоде. Она прямо сегодня в настроение.
Вот такой вот мой «Остров». Точно не откровение, точно не открытие истин, но что-то такое - человеческое. Хорошее...