?

Log in

No account? Create an account
blankmar
Навеянное сестрами Берри 
25-ноя-2006 11:14 pm

Если меня спросят – какой язык отвечает твоему характеру, я отвечу - идиш. Идиш, кроме пары слов на котором я ничего не знаю.

Если меня спросят – какой писатель затронул самые тайные уголки твоей души, я отвечу Шолом-Алейхем.

И музыка, от которой у меня всегда разрывается сердце – это сестры Берри.

Каждый год я обещаю себе, что поеду в Белоруссию, что доеду до Осиповичей, что поброжу по улицам Витебска. Каждый год меня что-то отвлекает, и я так и не решаюсь на эту поездку – к истокам, к местечкам. Нет, я не ошиблась – именно К местечкам. Как бывает паломничество к Святым местам.

Местечки не смела революция, не выжег Холокост. Они проросли в наших сердцах вместе с бабушкиным «зайгезунт» и шлемазл, сборами по системе бикицер и «убери свой тохес». И я так долго была уверена, что это по-русски, так и повторяла своим подругам в Москве – давайте, собирайтесь по системе бикицер. Т.е. быстрее. И удивлялась – что тут непонятного?

Местечки, это все их отголоски.

Нет, не по местечкам я тоскую, я тоскую по тому непередаваемому духу, который сохранили наши бабушки в Москве, в Киеве, в Питере – духу местечек. С пирогами, поговорками, волнениями и непередаваемой атмосферой Семьи.

Я хочу в прошлое, ну всего лет на 10 назад, да даже меньше  – когда еще вся Семья (большая семья – не мама-папа, а именно все) собиралась на первый Седер. Я хочу туда, где закладывало уши от застольных бесед маминых братьев, когда они перекрикивая друг друга, вспоминали истории своего детства – про бараки на Потылихе, про еще большие семейные посиделки. Те посиделки, которые мы уже не застали, о чем я всегда горько жалела. И туда я тоже хочу – в мамино детство. Хоть одним глазом увидеть прабабушку – в одиночестве вырастившую четверых детей. Пережившую и белых, и красных, и зеленых. Матриарха семьи.

Я ворчу, я так часто ворчу на все эти еврейские местечковые штучки, когда всем родственникам есть дело до твоей жизни. Когда каждый готов встрять с непрошенным советом и нравоучением, и каждый знает – как надо было сделать и каждый готов устроить твою судьбу. «Ты еще не замужем?», - следует тяжелый вздох, - «ну конечно, ты же свои лучшие годы потратила на карьеру. А знаешь, у нас (далее следует вариация – где - от Бердичева до Нью-Йорка) есть хороший мальчик, из хорошей семьи…»

Я ворчу, я отшучиваюсь, иногда ору.

Но знаете, что?  Я притворяюсь. На самом деле – мне это согревает сердце – когда всем – буквально всем – есть до тебя дело. А как же иначе? Я сама не понимаю – а как по-другому? Я была б не я без всего этого. И я так боюсь, что это исчезнет. Ведь мы – уже другие – не похожие на бабушек, на родителей.

И берет такая тоска, когда понимаешь, что Семья – с большой буквы – не соберется уже никогда. И раскидана она по всему свету, да даже те, кто остался в одном городе – не спешат увидеть друг друга.

Да разве я кого-нибудь виню, я сама такая – не звоню, не приезжаю.

Только вот иногда подумается – если у меня будут дети – дойдет до них, прорастет ли в них – этот дух местечек? И будет ли у них большая Семья – с тетями, дядями, двоюродными, троюродными,  четвероюродными бабушками и братьями-сестрами?  С обидами и ворчанием, взаимными претензиями и взаимным обожанием.

 - Мамеле, - скажу я сыну, - собирайся по системе бикицер, - ну прямо слово, ты просто шлемазл, мы уже давно опаздываем на седер, нас уже все заждались. 


Comments 
25-ноя-2006 08:23 pm
Знаешь, а у меня этого не было. Почти все наши - кто на Колыме, кто в Бабьем Яре. От всей семьи осталась лишь фотография, да имена тех, кто на ней - пока была жива бабушка, успел записать.
Но проходя по улицам Бердичева, куда меня занесло - метель, утро, пустота и вдруг - синагога и парень с пейсами, отряхивает снег на крыльце и крыло талеса из-под руки...
Знаешь, а ведь это и правда - бьет наотмашь, доставая до сердца, до самой глубины глаз.
Спасибо тебе!
25-ноя-2006 08:27 pm
Не за что.
И у нас часть - от Варшавского гетто - по всей черте оседлости похоронена. Все, кто не успел уехать в Москву и Питер до войны. Тоже - только имена остались.

офф. Так ты в Москву приезжаешь?
25-ноя-2006 08:41 pm
Единственное, что могу сказать на все это справедливое и замечательно выраженное высказывание - ДА! Это глубоко в нас, это нас невидимо формирует, гены, отголоски местечка в родственниках, принимавших непосредственное участие в нашем воспитании, в генетической памяти и окружении.

Но, при всем этом, в отношении наших детей - я смотрю достаточно пессимистично. Но не потому, что новое поколение по каким-либо причинам не сможет это оценить и полюбить, а потому что чем дальше, тем сложнее почувствовать и представить как все было. История романтизируется и воспринимается новыми поколениями, видящими вокруг совершенно иной мир, совсем по-другому. Литература, устные рассказы, семейные предания и даже фотографии - все равно, т.к. в контексте 21 века для наших детей, а уж тем более для внуков, это будет далекой историей, которая касалась их дальних "пра". Попозже, чем Адам и Ева, конечно, но все же... Равно, как и для нас атмосфера, царящая при Екатерине в только что созданной полосе оседлости, в которой оказались наши далекие предки, в данный момент ни что иное, как исторический интерес, личный (с точки зрения генеалогии или тщеславия). Но ту атмосферу мы уже не чувствуем, для нас это чужое, ибо столько эпох сменилось! И даже те генетические отголоски, которые обязательно будут проявляться в наших детях, несмотря ни на что, будут трансформироваться под влиянием нового времени.
25-ноя-2006 08:46 pm
Ты права - естественные процессы, но ведь немного от нас зависит, насколько далеко сохранятся в наших семьях какие-то вещи, не материальные - а именно атмосфера. Ведь для многих семей - это уже ушло давно, для кого-то еще живо, и может еще поживет.
25-ноя-2006 09:02 pm
и прямо в носу защипало.. вот.
25-ноя-2006 09:07 pm
Наташ, ты ж у нас железная леди... у железных леди в носу не щипет....

...
25-ноя-2006 09:36 pm
наши дети, как губка, они будут впитывать все, что мы будем им давать. уклад, семейные ценности, истории, нас самих.
мне кажется важным рассказывать о прошлом, он родных, с которыми не пришлось познакомиться. А еще, важно чтобы было ощущение Семьи. монолита, где все разные, но такие родные и близкие.
25-ноя-2006 10:34 pm
Как же я всегда этому завидовал... И как притыкался в семьи друзей, в которых меня в какой-то мере принимали как своего - не совсем, не полностью, но все же...
25-ноя-2006 10:37 pm
мне иногда подруги тоже завидуют - что всем есть до моей судьбы дело, а некоторые не понимают - говорят чего все к тебе лезут, так нельзя чтобы все были в курсе всего :-)
25-ноя-2006 10:35 pm
И мне кусочком доставало вот этого самого, Вами описанного, которого почему-то ужасно хотелось. И, наверное, хочется до сих пор...
25-ноя-2006 10:40 pm
так каждый сам творец своей жизни, если хочется - надо пробовать создать, хотя бывает, когда обстоятельства сильнее нас.
25-ноя-2006 10:36 pm
Простите, невольно зафлудил пост. :( Просто, перечитывая Вашу запись, наконец-то сообразил, что до сегодняшнего дня совершенно не соотносил "шлемазл" - и что-то нерусское... :)
25-ноя-2006 10:38 pm
ничего страшного ....

да - вот и я так, не могу объяснить никому, говорю - ну понимаете - ШЛЕМАЗЛ он. Причем каждый раз с разным оттенком :-)
и с бикицер всю жизнь мучаюсь.

26-ноя-2006 08:36 am
В нас это живет. Живое настолько, что от ваших слов в горле встал комок. Позвонила маме, что бы услышать - "как дела родная? тут тебе Боренька и Леночка привет передают и тетя Муза тоже". Семья раскидана по всему свету и не соберется уже никогда. И винить действительно некого, что собираемся реже и реже.
26-ноя-2006 12:00 pm
да, никуда это от нас не денется, как бы по свету не кидало.
26-ноя-2006 10:02 am
Есть способ - выйти замуж за мужчину с большим количеством хороших родственников и нарожать много детей.Потом к пенсии будет внуков в геометрической прогрессии)))
У мня из всей семьи только родственники мужа в разумной досягаемости, и я их ощущаю как семью может даже больше, чем он.Потому что нельзя без семьи, нельзя...
26-ноя-2006 11:58 am
ага, без семьи никак.

:-)
26-ноя-2006 02:14 pm
Да. Местечко... То к чему не имеешь отношения, не навязываешься в поклонники и постоянно вынужден преодолевать... :)
26-ноя-2006 02:18 pm
все мы родом из детства, если не из своего - так родительского.
Вчера с иннкой как раз обсуждали - что в в понятие "местечко" - заложено две стороны - одна негативная- то, что ужасно не нравится - местечковость - так пренебрижетельно можно сказать! Кстати и про Израиль. А с другой стороны - бесконечно родное и любимое, и невырванное из сердца. Кстати и про Израиль.
Он как большое местечко - где всем есть до тебя дело :-)
26-ноя-2006 04:23 pm
очень хорошо написала, и всё правда...
спасибо :)
4-дек-2006 07:59 pm
Да, именно так и чувствует каждый в нашей прослойке- вовсе не такой маленькой, как кажется иногда. Как пепел Клааса стучит в сердце Тиля, так и все, что впитано из корней, живо, пока живы мы и те, кому мы успеем это передать. Очень созвучный и грустный давний монолог Жванецкого "Наши матери"- именно об этом- об умении, о чувствах, о мудрости. Это никуда не денется, оно внутри, хоть тресни, многие говорят- ты живешь прошлой жизнью, но мне только ей жить хорошо- испробовано..:-)
Хорошо написала, молодец.
4-дек-2006 08:05 pm
А я монолог этот не помню, хотя если конечно сказать оттуда что-то - вспомню.

А знашь - это не прошлая жизнь -те, кто так говорит не правы, это в общем настоящее и если получится будущее, правда не все в наших руках, но что-то то есть.
This page was loaded янв 19 2019, 7:33 pm GMT.