Решила, что надо открыть рубрику "Люди", или "Встречи".
Потому как по работе или просто по жизни встречаю удивительных людей, с удивительными судьбами. Они могут быть известными и безвестными, кем угодно. Можно просто с ними столкнуться мимоходом, можно познакомиться поближе. Но в каждом что-то, что заставляет остановиться. Жаль не писала ЖЖ раньше - много встреч остались смутной картинкой в памяти.
Но сначала о другой. На прошлой неделе в Российском культурном центре в Бейруте выступал космонавт Леонов. Рассказывал о своем выходе в космос, о Союзе-Апполон, просто байки. Он так интересно говорил, что 1,5 часа прошли на одном дыхании. Оказывается его американский напарник по экспедиции Союз-Апполон усыновил 2 русских детей, и его жена зовет их "мои бриллиантики", и Леонов назвал внучку в честь его дочки, и он назвал кого-то в честь то ли дочки то ли жены Леонова - жаль не записала, и много-много таких деталей.
Но я вернусь к сегодняшней встрече.
Этот человек как-то мне не понравился с первого раза. Слушала его лекцию где-то уже почти месяц назад на арабском и почти ничего не поняла, оказалось - его с трудом понял и мой шеф - дикция у человека была ужасной. Тем не менее я подошла за визиткой - человек был специалист по Израилю. Решила - пригодится. И внешне он был такой немного страшный - один глаз остекленевший, лицо слегка перекошено. В общем решила - что нужно для дела, но как-то было неприятно.
Сегодня позвонила в преддверии израильских выборов - он сказал - приезжай сейчас ко мне домой. С трудом поняла, где он меня встретит. Приехала. Он сразу спросил - говоришь на иврите? И мы перешли на иврит. Не в тему скажу - я 1,5 месяца продержлась ни разу не вставив в арабскую речь иврит - чем всегда грешу, особенно в Израиле - при переходах Палестина-Израиль. А тут сорвалась. Понимаю его - прекрасно - лучше, чем на арабском кого-либо, а на языке вертятся - слова непонятно какие- арабский, иврит, английский. Спасибо без французского. В общем взяла я сегодня в центре Бейрута интервью на иврите. Само по себе прикольно. Кстати на иврите и на английском, в отличие от арабского он говорит очень членораздельно. Но речь не об этом, а о человеке. О судьбе.
Он ливанец, родился на юге Ливана, а в 1945 году, когда ему было 4 года, родители переехали в подмандатную Палестину, в Назарет, в поисках работы. Там работы тогда было больше. И переезд не составли труда - что там с Юга Ливана - до севера тогда еще Палестины? Всего ничего, никаких тебе границ.
Ну а там 1948 год. Сами понимаете что. Но они не бежали, остались, получили израильское гражданство. Он закончил школу, поступил в Еврейский Университет в Иерусалиме, пережил 1967 год, они опять никуда не уехали. Он увлекался политикой, как многие среди молодежи. Был близок к Коммунистической партии Израиля, хотя в нее не вступал, был активистом профсоюза арабских студентов. А в 1971 году оказался в израильской тюрьме по обвинению в связях с ООП и пособничестве в подготовке терактов. Хотя, как говорит, и близок к этому не был. Просто занимался политикой - высказывал, не скрывая свои взгляды. Почему-то я ему верю. Короче, поставили его перед выбором - или тюрьма или высылка из Израиля. И отправили его обратно в Ливан. Его родные вернулись туда вслед за ним. Уезжал он через Рош-а-Никру, передавал его Красный крест. (Вспомнила фильм "Сирийская невеста" - привет вам
asnat и
barmaleika).
Удивительно - от всей этой жизни - в человеке нет ни доли радикальных взглядов, он рассуждает абсолютно объективно на мой взгляд, мы с ним практически полностью во многом совпали. (Хотя многие меня объективной не считают, но опять же я не об этом). Нет в нем озлобленности, и когда говоришь с ним - перестаешь замечать его физические недостатки, просто чувствуешь - что это хороший человек. С ним интересно. Он рассказал мне историю - уже здесь читал лекцию про израильскую политику палестинским студентам. Несколько лет назад, а может уже даже много лет назад, как-то не запомнила. И вот после лекции его спрашивает один - скажите честно - у Вас, когда Вы учились - были друзья евреи? Он ответил - а как вы думаете - не мог же я учиться в изоляции, конечно были. Ребята встали и ушли. А я после этого рассказа еще раз убедилась - что есть люди и есть люди. Когда встречаешь таких, как мой новый знакомый, начинаешь верить, что мир в конце концов станет возможным. Ведь есть люди по обе стороны границы, которым эти границы не важны - они Люди. Жаль их мало, по обе стороны границы. Но такие встречи согревают душу.