blankmar
Иордания, Петра
18-мар-2006 11:31 pm

Понимаю ваше нетерпение прочитать про Петру. Но сначала все же несколько слов о дороге из Бейрута в Амман.

О дороге Бейрут-Дамаск - я уже писала - горные перевалы, снег, долина Бекаа, зелень.

А из Дамаска до Аммана - полная противоположность - плоская земля, просто расплющенная. В Сирии еще зелень можно встретить, даже много местами, в Иордании - ее все меньше и меньше. Дорога - заснуть можно. Глаза приоткрыла посмотреть на город аз-Зарку - родину аз-Заркави. Большой город...
И вот, наконец, холмы Аммана - близнеца Иерусалима - так я его назвала еще 6 лет назад - первый раз увидев, и память меня не обманула. Только я решила скорректировать немного - близнецы - новые кварталы, старый город не похож. Во-первых - он внизу, а не на холме. Во-вторых, центр города - это старый римский амфитеатр, а традиционные арабские улицы не скованы стенами - просто много-много торговых улиц. При чем идут ряды ювелирные, ряды одежды, ряды оптики - специализация...
Старый город не менялся, как говорят те, кто помнит, уже лет 30. Те же дома, те же лавки и вывески. Зато чуть в сторону и Амман не узнать - город разрастается стремительно. Все холмы покрылись белоснежными домами, высокими гостиницами и причудливыми виллами, и много-много зелени. Удивительно - Ливан страна - зеленая - Бейрут - почти весь - каменный мешок. А новые районы Аммана - утопают в зелени, хотя страна - каменистая пустыня.

И вот я, наконец, еду в Петру. От Аммана - 3,5 часа на такси. Плоская земля сменяется хомами - камни с редкими зелеными кустиками. Суровая земля - для израильтян - холмы вокруг Иерусалима. А чем дальше - больше похоже на Негев - каменистая, холмистая пустыня - правда это уже совсем у Петры, где Холмы перерастают в Горы. Пролетаем над вади Муса- здесь, говорят, умер Моисей. Пора, пора перечитать Тору...И вот она Петра - столица Набатейского царства.
Скажу сразу - я представляла по отдельным картинкам все не так. Скажу сразу - как потом выяснилось за 4 часа гуляния, ползания по горам - я не видела и половины. Скажу сразу - у нас не было гида и путеводителя и я не очень вникала - где-что. Я просто любовалась творением рук человеческих и космическими пейзажами.

Вот краткая справка из Энциклопедии:
Набатея, древнее государство набатеев (группы арабских племён) в конце 3 в. до н. э. - 106 н. э. на территории современной Иордании. Столица - г. Петра. В конце 3 - начале 2 вв. до н. э. входило в сферу влияния птолемеевского Египта. При Харитате III (87-62 до н. э.) Н. ц. подчинило Дамаск. В конце 60-х гг. 1 в. до н. э. признало вассальную зависимость от Рима. Наивысшего подъёма Н. ц. достигло при Харитате IV (9-40 н. э.). В 106 н. э. Н. ц. было завоёвано римским императором Траяном, на его территории образована римская провинция Аравия.
Искусство Н. ц. (не утрачивая древнеарабских художественных традиций) испытало значительное влияние эллинистической культуры, которое проявилось в архитектуре в использовании ордерных элементов, а в изобразительном искусстве - в обращении к сюжетам греческой мифологии и стремлении к объёмно-пластической трактовке формы. Значительным памятником Н. ц. является Петра - уникальный комплекс вырубленных в скалах храмов, гробниц, жилых домов, театров и др. сооружений (конца 3 в. до н. э. - 1 в. н. э.).

Это сухие слова, но невозможно и объяснить, понять, представить - как люди, без машин вырубали в скалах - ладно бы просто пещеры и дома - храмы....Как они строили в скалах лестницы и вскарабкивались по ним в стремлении принести жертву богам. Я думала - Петра - это сконцентрированный город в ущелье - по стенам скал - дома. Оказалось, это огромный комплекс. Вначале идешь по длинному ущелью, сквозь скалы, можно ехать на лошади или в телеге. Последнее не советую - очень трясет из-за мостовой, как на Красной площади. Скалы самой разной формы, на них высечены силуэты портиков - кратко поняла, что это обозначение святых мест, или гробницы. И вот наконец, сквозь скалы возникает Храм. Главное и самое известное сооружение Петры. Горы раздвигаются, площадь и... - перед тобой огромный портик, высеченный из камня, выступающий из скал. Это потрясение ... первое...

Дальше мы не знали куда идти, двинулись за группой туристов из Франции в горы. Тут же вам предлагают "такси-ап" - ослика, но как-то я своим ногам доверю больше. Как они несутся вниз - как будто не ослы - а изящные газели, нет, ей богу - лучше ногами, хотя и труднее, но спокойнее. Вначале - когда мы только вошли в Петру - я пожалела, что заглядевшись на западных туристов в майках - оставила в машине теплую кофту. Несмотря на солнце - по Петре гулял холодный ветер. Но когда мы стали подниматься по лестнице в гору - единственное, о чем я жалела, что оставила в машине бутылку воды.
Мы шли и шли вверх - внизу оставались потрясающие виды - и на амфитеатр, и на горы. А мы все шли и шли. Как потом оказалось - всего ничего - где-то метров 400. Долезли до алтаря, на котором приносили жертвы, полюбовались космическим пейзажем. Посмеялись над тетечкой, продовавшей сувениры - сидела среди пустынных гор и болтала на мобильном - вот-так Петра, пустыня, мобильный.. Другая играла на дудочке, в самодельной люльке спал грудной младенец - дитя природы.
И пошли вниз - другим, длинным путем, мимо гробниц и храмов, мимо удивительных скал. Скалы в Петре цветные - один камень может быть полосатым - красным, желтым, серым, синим одновременно. Пещеры и высеченные дома - как-будто плоские. Издали - наскальная резьба, вблизи дом. Всего не передать - это лучше увидеть. Мы спустились к развалинам на подобие римских, и предстояла обратная дорогая через храм и ущелье. Говорят - зря мы не пошли еще в другую сторону, но впрочем, если бы пошли - ходили бы еще столько же. Не даром в Петре многие берут билет на несколько дней - можно ходить совершенно разными маршрутами, за раз - все не увидешь. Когда возвращались к такси - у меня искры сыпались из глаз. Но это надо увидеть. Хотя бы раз, а лучше и 2, и 3...И у каждого будет своя Петра, повторов не бывает.

А потом мы возвращались в Бейрут. На иордано-сирийской границе встретили саудовских паломников. Остановились несколько автобусов и из них высыпалось множество женщин в черном, все в парандже, они все сыпались и сыпались и брели длинной вереницей предъявлять паспорта. Их проверяла в специальной комнате женщина. Гульчитай - открой личико. Некоторые - лучше бы не открывали. Я видела пару мельком - когда они поправляли паранджу. А некоторые видно - очень красивые - даже паранджу снимать не надо - истинную красоту не спрячешь. Впрочем, обычные арабские женщины на границе, даже в платках были в шоке и выражали столько же любопытства, сколько и мы, правда в отличие от нас они были почти в ужасе, нам было просто любопытно.

В Сирии мы заехали в Босру. Там находится один из красивейших из виденных мною амфитеатров. Он темный, а не светлый, так как в Босре - черные камни, он отвесный. И на самом верху кажется, что стоишь на отвесной скале. Необычность амфитеатра в том, что со временем он как бы оказался внутри крепости, то есть снаружи кажется - просто средневековая крепость - внутри - римский амфитеатр. Я здесь была осенью, но оказалось, что не все видела - чуть в стороне - искусственный, еще построенный в древние времена пруд, а в другую сторону - переулочки и развалины римского города, колонны, термы. Вот так всегда - на знакомых местах, видишь новые детали.
Закат мы встречали в Ливане, по дороге заехав в маленькую Швейцарию на сирийской границе - райский уголок - ресторан Свис Хауз. Мельницы, пруды, цветы....
И не скажешь,что лучше - суровая мудрость Петры, или расслабленная нега Свис Хауза, чернота Босры или белоснежные камни Аммана. Мир прекрасен и разнообразен.
20-мар-2006 06:33 pm
Да, когда переносишься через 2 тысячелетия назад- это потрясающе, наверно, как смотреть на звезды, представляя, что до них миллиарды световых лет.
20-мар-2006 08:06 pm
да, хотя я об этом даже почти не думала, там в горах как-то ты-природа и весь мир наедине с собой - ни о чем не думается - сказка
This page was loaded ноя 14 2018, 3:52 pm GMT.