"Российские иудеи не будут отменять празднование Пасхи из-за терактов"
И хотя суть сообщения была совершенно нормальная - заголовок и начало - меня просто добили. Сама постановка вопроса.
Наташа, дорогая, любимая
Ответ человека, которому вопрос задавался был вполне адекватен - "никто не отменял необходимость служить Богу". Но все сообщение создавало ощущение какой-то мерзости.
В тот вечер взрывов я ехала к сестре на Пасхальной седер. После безумного дня обзвонов друзей и работы без того, чтобы остановиться на секунду и дать себе подумать. И никто и ничто меня не могло остановить, чтоб не ехать,чтоб не сесть за стол с родными и не начать читать "Агаду", не произносить слова "рабами были мы в земле египетской", "чем отличается эта ночь от других ночей?" и т.д. И пусть в моей семье к моему большому сожалению седер весьма условный - мне было важно, а особенно в тот день поднять бокал и сказать "Ле Хаим!" - за жизнь! Это особо звучало в тот день.
Весь вечер в понедельник - вот именно с этого момента я вспоминала слова из одной своих любимых книг "Эксодус" Леона Юриса. Когда собравшиеся на седер узнают, что их приемная дочь, подруга, невеста - погибла и не приедет.
"Нам всем очень тяжело, - но седер отменить нельзя" - так сказала Сара - глава семейства. и семья собралась за столом, и началось чтение Агады. "Чем отличается эта ночь от других ночей?"
Я много раз представляла эту сцену перед своими глазами, знаю ее, как и почти всю книгу, наизусть. В понедельник мысль - седер отменить - нельзя билась в голове весь день, хотя с утра начала предупреждать родных - могу и не прийти из-за работы.
Но ничто и никто не может отменить седер - седер в переводе с иврита - порядок. Никто не отменит установленный историей порядок - от отца к сыну - от поколения в поколение. В этом порядке спасение от безумия.
Иногда я думаю - какой порядок мы передадим с мужем своим детям - я иудейка, нарушающая шаббат и периодически поедающая свинину, и он православный - на четверть еврей. наполовину русский и еще на четверть - много всего другого. Православный постов не соблюдающий, но вчера до ночи красивший яйца и сегодня помчавшийся их святить спозаранку.
Мне всегда хотелось, чтобы мои дети оставались евреями, мне было всегда грустно смотреть - когда теряется связь поколений, ломается порядок. А вот тут так получилось. И я не знаю - что мы оставим своим детям - я мучилась этим вопросам все то время что замужем и до того - когда еще встречались. Если у меня и были сомнения в нашем браке - то только эти - вопрос воспитания детей и религии.
Но почему то сегодня, после похода в церковь - освящать яйца и кулич (пошел он один, потом позвал - приходи, я не знал, что нужно взять миску и полотенце - чтобы все разложить - и я пришла) - все как-то у меня стало проясняться, легче стало дышать. Не то, чтобы я поняла - как мы будем воспитывать детей - но вот как-то пришло понимание - у нас получится. Получится донести до них веру в Бога, веру в хорошее. А как они придут к Богу - это их путь. Они будут знать - кто их предки, они будут знать все и иметь право выбора. А нам придется учиться этот выбор принять.
Ни для меня, ни для мужа - маца, яйца, Пасха одна, другая - это не просто ритуалы. Упаси Боже - мы не думаем, что если я ем весь год свинину, а он не соблюдает православные посты - а потом пойдем в синагогу/церковь - и нам простится. Нет - наша вера в сердце, душе. А все остальное - это дань предкам, родным, попытка не терять эту нить. Не буду совсем говорить за Андрюшку, а для меня это очень важно - быть звеном поколений, и знать, что там с небес - улыбается моя бабушка и его бабушка, которая еврейка - когда мы ломаем мацу или когда я пеку на Пурим уши Амана. Значит порядок, значит жизнь продолжается. Ну и также наверное с православием. А вера внутри всего, вера в Бога, в высшую справедливость и в Высший суд.
И для меня проще жить вот с таким неправильно православным мужем, который со мной в синагогу пойдет, и больше которого я знаю про православие (правда-правда - с детства знаю больше), чем с евреем, который говорит - никогда не пойду в церковь - она напоминает мне о днях инквизиции. (был у меня как-то такой мальчик). Не люблю зашоренных людей. Мне вот лично хорошо и в синагоге, и в церкви, и в мечете. Не в каждой - признаюсь честно, но во многих.
И очень мне хорошо, когда я знаю, что многие мои православные друзья или друзья другой веры - поймут то, что я говорю. Может быть не примут, в том числе и те, кто соблюдает законы иудаизма. Но надеюсь - что поймут. Ну такие уж мы получились. между религией, но с верой!
PS а во время того как святили яйца - у меня потекли слезы, они еще вчера начали течь, а сегодня потекли совсем, впервые за всю неделю - ушла вся тяжесть с души - от светлых лиц, от их веры. Так же светло и слезно мне было, когда перед еврейской пасхой - стояла очередь в синагогу за мацой. Но тут просто все ушло, что накопилось за эту неделю, с перезвоном колоколов, теплым ветерком и голубым пасхальным небом.
И с чистым сердцем могу теперь поздравить - и всех иудеев с Песахом, который еще продолжается, и православных - с их праздником (после полуночи - поздравлю как следует)