?

Log in

No account? Create an account
blankmar
Моя Дубровка 
26-окт-2007 12:45 pm
Иногда кажется, что все прошло и в памяти ничего не осталось, потому что заставляешь в какой-то момент - не думать и не вспоминать.  Но кажется могу сказать по минутам и часам, что я делала в те дни - начиная с
 23 и заканчивая 26.

Трагедия страны и личная история - все перемешалось. 

Мой личный Норд-Ост начался не 23 октября, а 26.  Это было серое,  как сегодня утро. Тогда это была суббота. И мне сказали, что среди заложников был...

В общем был один человек.   Дубровка стала болью и шоком для всей страны, вне зависимости от того были ли там у кого-то знакомые или нет. Но когда понимаешь, что там был кто-то тебе близкий и ты мог его уже никогда-никогда не увидеть - мир переворачивается.

Для меня все началось 26 октября - и ожидание - жив - не жив, и больница - одна - вторая - третья - весь год. И боязнь отпустить хоть на секунду. И каждая не отвеченная смска становилась кошмаром - что опять случилось?

13 больница, Волгоградский  проспект, Дубровка - этот географический район до сих пор отзывается болью - вернее теперь так - в мозг уходит сигнал - не думать, забыть, этого не было. И я не думаю.

Именно тогда появилась мысль, что психологическую помощь оказывать надо не только жертвам теракта. Введь помощь нужна часто близким людям, а мучались неизвестностью. Впрочем после Дубровки психологическая помощь нужна была всей стране, по крайней мере всем москвичам.  Так мне кажется.. Ведь это не было моим личным сумасшествием? А мне именно казалось, что я схожу с ума.
Бесконечные кадры зала на Дубровке после штурма, первые кадры захвата, первые страницы газет, мне хотелось не жить в этом городе, больше не видеть, не слышать - убежать.  Когда хочется забыть и не можешь, на тебе из-за каждого угла наползают воспоминания и укоры.

В моей жизни было два таких кошмара - Дубровка и ливано-израильская война. 
Все, что я не смогла сделать тогда как человек и как журналист - т.е. быть там где беда в момент беды - я попыталась сделать потом. Наверное потому, что помимо боли, помимо ужаса от возможности потери и всего прочего для меня оказалось невыносимым грузом - чувство вины от того, что я не была там и от того,
что все три дня не знала, что близкий человек оказался там.  Хотя и с войной - мне кажется я сделала недостаточно. 

Это счастье - когда ты можешь забрать чужую боль на себя.  И это трагедия - когда не знаешь как подступиться к человеку, пережившему кошмар. Наверное все, что потом происходило в моей личной жизни целых два года, если не больше и было вот таким своеобразным искуплением вины. Самой на себя повешанной.

Как бы то ни было. Вне зависимости от всей моей той истории и чем она кончилась - Дубровка стала  для меня уроком того, что можно потерять в одночасье. Человек ушел и не вернулся. И не стоит тратить эту жизнь на выяснение отношений, а просто любить каждую секунду. Чтобы потом не мучиться от того, что ты не сказал и не сделал.

В общем вот такое мое 26 октября. Перепутанное, перемешанное. Состоящее из трех слов: Дубровка, Норд-Ост.

Вечная память всем погибшим тогда, и сил тем, кто выжил - со вторым вас днем рождения.
И тебя, В., с днем рождения.
Comments 
26-окт-2007 09:19 am
Очень грустно сознавать, что психологическая помощь могла бы помочь очень многим быстрее справиться с психологическими травмами, которые зачастую ничуть не менее разрушительны, чем физические, но помощи этой практически не было.
А радоваться жизни - это да, не стоит забывать.
26-окт-2007 09:36 am
для заложников - насколько я знаю - была. Не знаю прошли ли через нее все. Но она тогда не помешала наверное бы многим. Просто это нереально оказывать помощь всему городу, а тем более стране.
26-окт-2007 11:11 am
Я больше про близких в данном случае. Им точно помощь была необходима. Даже для того, чтобы они могли помогать своим пострадавшим. Когда человек сам в стрессе помощи окружающим от него мало. А страну можно было не ввергать в ступор манерой показа всего происходящего. Но это очень сложная тема. Слава Б-гу Марианночка, что для тебя это закончилось так, как закончилось. Жизнь продолжается и в ней есть радость и любовь, а это самое главное.
Я знаю, что такое когда рвется душа от невозможности помочь. В моем случае это окончилось по другому. Но жизнь действительно продолжается и мы можем сделать ее лучше.
26-окт-2007 10:17 am
Меня не коснулся Норд-Ост лично, и я сейчас ужасную вещь скажу, но на момент Норд-Оста, у меня уже выработался иммунитет к терактам, у меня был ужас, когда в Москве дома взрывались.
26-окт-2007 12:43 pm
мне тоже казался, что у меня выработался, особенно с моей работой, но тут мне как пробило стенку, потом я ее выстроила заново, правда с трудом, но в прошлом году - когда война была - все началось сначала. Теперь опять строю стенки
21-ноя-2007 11:54 pm

Хотя к тому времени я была в Израиле уже более 15 лет, Дубровка стала для меня одним из самых сильных потрясений. Именно репортажи, именно мысль о тех, кто ждет за дверями и о тех, кто пошел на спектакль и на его глазах его же жизнь превращалась в кошмар и дурной сон. Когда потом показывали момент захвата, мне казалось, что такое бывает только в постановочных кино... А еще, как это не смешно, очень долго я не могла заставить себя ходить в театр именно по той же причине...
Еще меня ужасали формальные фразы, произносимые по телевизору, ужасало то, с какой легкостью разделываются с человеческой болью и ужасом...
Светлая память тем людям. Зихронам ле враха, как говорят на иврите.
22-ноя-2007 07:15 pm
Anonymous
да, зихронам ле браха.

а для меня не сколько театр, сколько в мюзикл стали табу, но вроде, отходит...
22-ноя-2007 07:15 pm
да, зихронам ле браха.

а для меня не сколько театр, сколько в мюзикл стали табу, но вроде, отходит...
This page was loaded ноя 15 2018, 12:16 am GMT.